Замена смазочного состава одна из обязательных составляющих ТО, но при этом время через которое двигатель нуждается в обслуживании каждый производитель назначает самостоятельно, предварительно проводя тесты. В обычных автомобилях указывается пробег, а в спецтехнике моточасы, но не менее важно время простоя, а также интенсивность нагрузки и условия эксплуатации, которые также могут сокращать периоды между техническим обслуживанием.
Необходимость внеплановой замены связана не только с естественным «старением» масла, в случае если погрузчик не консервировался на время длительного прекращения эксплуатации, но и его окислением, воздействием различных присадок и попаданием в систему сторонних включений.
Нарушить нормальный состав смазочной смеси может:
- Охлаждающая жидкость - антифриз с этиленгликолем при попадании в масло увеличивает его вязкость, после чего естественные загрязнения в системе покрываются коагулянтом и оседают на стенках маслопроводов и фильтров;
- Горючее – дизель или бензин наоборот разжимают смазочный состав, изменяя нормальный показатель трения деталей;
- Сажа – часть проблем в работе двигателя, в особенности те, что провоцируют неполное сгорание топлива, приводят к тому, что масло быстрее загрязняется побочными продуктами горения, также повышающими вязкость смеси и износ деталей.
Именно поэтому если заменить масло в моторе с неполадками, можно только сильнее навредить системе, вплоть до полной потери работоспособности. В любом случае важно периодически проводить диагностику состояния смазочного состава, в частности такие параметры как:
- Вязкость;
- Температура вспышки;
- Кислотные щелочные числа;
- Контцентрация воды, этиленгликоля, нерастворимого осадка и других признаков естественного износа или коррозионных процессов.
При этом единого нормального показателя для этих величин не существует – он определяется каждый раз индивидуально с учетом особенностей двигателя, масла и условий эксплуатации спецтехники. В паспорте погрузчика, будут указаны рекомендации от производителя как в плане основных требований к виду и составу смазочной смеси, так и касательно максимально допустимых отклонений от нормы, после которых требуется провести ТО. Сама процедура проверки состояния используемого масла требует тщательного лабораторного анализа, который могут проводить специальные центры, в том числе и принадлежащие ведущим мировым копаниям производителям, но на практике позволить себе их услуги может далеко не каждый. Для того чтобы облегчить эту процедуру лучше купить набор для экспресс-тестов, затраты на который с лихвой компенсирует продленный за счет своевременной замены смазочного состава срок службы двигателя. Учитывая, что средний интервал замены масла в спецтехнике – 250 моточасов, что в пересчете на стандартное количество смен по 8 часов в сутки означает потребность в замене раз в месяц, то при ответственном подходе к ТО такой инструмент может и не понадобится, особенно если машина работает без простоев.
Кстати, с той же периодичностью стоит менять и масло в коробке передач, ведь этот узел в спецтехнике подвергается намного большим нагрузкам чем в обычных автомобилях.